Dr. Shagov
Главнаяглавная страницакарта сайтанаписать письмо

Открыты гены "здравого ума и твердой памяти" у стариков

Ученые из Центра неврологических исследований Эдинбургского Университета (Centre for Neuroscience Research at the University of Edinburgh) открыли гены, отвечающие за ясность ума у пожилых, а также влияющие на развитие мозга у плода. Первые результаты исследования были доложены доктором Гилесом Хардингом (Giles Hardingham) на ежегодном собрании неврологического общества в Вашингтоне.

Шотландским исследователям удалось объяснить, почему старики, заставляющие свой мозг регулярно и активно работать, например, ежедневно разгадывающие кроссворд, дольше сохраняют ясность ума. В основе этого явления лежат гены "долговечности" мозга. Эти гены находятся в бездействии, если нейроны мозга не используются в полном объеме, и начинают работать в случае регулярной мозговой активности. "Пробуждение" генов, в свою очередь, позволяет клеткам мозга жить дольше и лучше противостоять травмам и заболеваниям, в том числе инсульту, а также побочным эффектом многочисленных лекарств.

Те же самые гены играют важную роль во внутриутробном развитии мозга плода. "Выключение" этих генов в мозге еще нерожденных младенцев происходит при употреблении алкоголя или некоторых лекарственных препаратов будущей мамой.

По словам ведущего исследователя Гилеса Хардинга: "Наша работа объясняет потенциальный вред, который могут нанести нерожденному малышу вещества, подавляющие мозговую активность, в частности алкоголь или некоторые лекарственные препараты, такие как кетамин или PCP (фенциклидин). Клетки развивающегося мозга чрезвычайно чувствительны к сигналам, исходящим от генов "долголетия", однако эти сигналы подавляются, если будущие мамы принимают лекарства или употребляют алкоголь. Эти изменения могут привести к серьезным заболеваниям, в частности, к развитию алкогольного синдрома у плода, который диагностируется почти у 1% новорожденных в Великобритании, и служит причиной задержки умственного развития, проблем с поведением и замедленного роста".

Неврологи из Шотландии продолжают исследования генов "долголетия" мозга. Ученые надеются объяснить механизм их работы, а также открыть способы воздействия на гены. Новые данные позволят создавать более эффективные лекарственные препараты или использовать генную терапию, чтобы остановить прогрессирование тяжелых неврологических заболеваний, в частности, болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона.

Опубликовано 06.12.2005