Dr. Shagov
Главнаяглавная страницакарта сайтанаписать письмо

Во всех болезнях человека виновато родственное скрещивание

Ученые из университетов Бата (University of Bath), графства Суссекс (University of Sussex) и Эдинбурского университета (Edinburgh University) выдвинули гипотезу о том, что во всех болезнях современного человека виновато близкородственное скрещивание, имевшее место у наших предков на заре эволюции. Результаты исследования публикует журнал Public Library of Science Biology.

У прародителей человека, эволюция которых пошла затем по двум путям - к современному человеку и к шимпанзе, были не слишком большие возможности в выборе партнеров. Вся популяция составляла около 10 тысяч особей. Между тем известно, что естественный отбор идет намного эффективней в больших популяциях. Исследователи предположили, что в таких условиях вредные мутации не успевали устраниться из генофонда, и наши сегодняшние болезни - результат событий, происходивших 6 миллионов лет назад.

По подсчетам специалистов, за это время ключевые участки нашей ДНК, отвечающие за "включение" и "выключение" генов, подверглись 140 тысячам различных мутаций. Это ослабило механизм контроля генов и сделало человека восприимчивым к болезням.

"Мы привыкли считать человека венцом эволюции, - говорит один из авторов исследования доктор Мартин Лерчер (Martin Lercher) из Университета Бата, - но тот факт, что у грызунов контроль генов налажен гораздо лучше, действует отрезвляюще". По его мнению, рано или поздно накопившиеся мутации перевесят все блага цивилизации, которыми обеспечен современный человек.

В то же время, по словам руководителя исследования профессора Питера Кейтли (Peter Keightley) из Эдинбургского университета, вымирание грозит скорее шимпанзе, гориллам и орангутанам, чем человеку. Эти обезьяны существуют в относительно небольших популяциях, что снижает эффективность естественного отбора. Выбор партнеров у людей сейчас намного больше, чем у их дальних предков. И хотя этого недостаточно для "вымывания" вредных мутаций в ближайшем будущем, объясняет профессор, последние все же уравновешиваются мутациями полезными.

Опубликовано 26.01.2005