Dr. Shagov
Главнаяглавная страницакарта сайтанаписать письмо

Ген старения найден в половой хромосоме

Ген или гены, отвечающие за старение, по-видимому, находятся в X-хромосоме человека и передаются от отцов к дочерям и от матерей к сыновьям. Сузить круг поиска ключа к долголетию удалось исследователям из бельгийского Университета Лювена.

"Мы обнаружили возможный генетический механизм, влияющий на долголетие и возможность старения", - отметил один из авторов исследования доктор Ян Стессен (Jan Staessen) на страницах британского научного журнала The Lancet.

Ученые опирались на опубликованную ранее в США научную работу, в которой утверждалось, что так называемые теломеры . участки ДНК, сосредоточенные на концах хромосом, имеют связь с продолжительностью жизни. С каждым делением клетки они постепенно уменьшаются, поэтому, чем больше их изначальный, заложенный генами размер, тем дольше может прожить человек.

В ходе работы бельгийские ученые измеряли теломеры в клетках членов семьей добровольцев. Они обнаружили, что их длина наследуется по давно известному принципу, который можно объяснить локализацией определяющей ее гена в X-хромосоме. Чтобы понять это, надо вспомнить, что X-хромосома передается от отца дочерям и от матери дочерям и сыновьям, и именно в таком сочетании этот фактор должен наследоваться.

Авторы работы обнаружили, что сходство длины теломер можно обнаружить у братьев и сестер, у отцов и дочерей, а также матерей, сыновей и дочерей. Такого сходства не было выявлено между супругами, а также отцами и сыновьями. То есть фактор наследуется вместе с X-хромосомой, что дает основание сузить круг поиска гена, отвечающего за старение, до этой половой хромосомы.

Хотя имеющиеся данные указывают на X-сцепленное наследование, ученые предупредили, что результаты исследования имеют предварительный характер и требуют дальнейшей работы и проверки. Кроме того, вполне вероятно, что старение определяется сразу несколькими генами, так что обнаруженный бельгийскими учеными является лишь одним из многих.

Опубликовано 13.02.2004